|
УТВЕРЖДЕНО
постановление комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома
от 01.03.2018 №1-1
|
Алгоритм межведомственных действий по профилактике, выявлению, социальному расследованию случаев жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних
Региональная модель по профилактике случаев жестокого обращения (насилия) в отношении детей в семьях, (далее Региональная модель) – это порядок взаимодействия субъектов профилактики, организаций и учреждений по раннему выявлению, оказанию помощи.
Жестокое обращение (насилие)- это любое действие (или бездействие) в отношении ребенка, в результате чего нарушается его здоровье и благополучие или создаются условия, препятствующие его физическому и психическому развитию, ущемляющие его права и свободы.
К формам жесткого обращения с детьми относятся: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.
Понятие и формы жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.
Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.
Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.
Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.
Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда.
Этапы действия Региональной модели:
1 этап- первичная профилактика жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних.
Данный этап направлен на просвещение участников образовательного процесса в области предотвращения насилия над детьми и подростками, а также на повышение уровня их психологической компетенции, сосредоточенной на преодоление различных личностных дефицитов, жизненных трудностей.
Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно через работу специалистов образовательных учреждений. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у всех участников образовательного процесса социально-психологической культуры непринятия любых форм жестокого обращения и насилия в отношении детей и подростков.
2 этап – раннее выявление фактов жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних.
Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.
В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Специалисты образовательных учреждений:
Случаи жестокого обращения выявляются педагогическими работниками в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц.
Педагогические работники должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.
Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.
- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
- родители не знают друзей ребенка.
Медицинские работники:
Случаи жестокого обращения выявляются медицинскими работниками при проведении патронажа; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка.
При общении и проведении клинического осмотра ребенка в присутствии его родителей следует оценить:
- есть ли у ребенка проявления физических повреждений или повреждения половых органов;
- есть ли у ребенка признаки недостаточного питания;
- есть ли у ребенка пороки или признаки задержки развития ребенка;
- проведена ли вакцинация ребенка в соответствии с его возрастом;
- своевременно ли обращаются родители за медицинской помощью, выполняются ли рекомендации врача, назначенное лечение, обследование.
При проведении клинического осмотра ребенка, его кожных покровов, следует обращать внимание на наличие подозрительных физических повреждений или травм, повреждений половых органов, которые могли бы быть результатом сексуального насилия.
К ним относятся:
- большое количество синяков, ссадин, царапин, кровоизлияний на теле;
- черепно-мозговые травмы;
- переломы на различных стадиях заживления;
- повреждения в области лица, головы, шеи, груди;
- выделение слизи, повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода;
- шрамы особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня;
- ожоги и переломы у детей, особенно, младше 1 года.
При разговоре с родителями складывается мнение, что родители не спешат обращаться за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка.
При подробном расспросе о характере повреждений ребенка, родители не могут четко объяснить причину их возникновения или объяснение не соответствует типу травмы, выделениям из половых органов.
4. При консультировании следует обращать внимание на признаки недостаточного ухода за ребенком, такие как:
- игнорирование родителям заболеваний ребенка;
- ребенку не проведены все необходимые прививки;
- отмечается плохое состояние кожи, зубов, волос и ногтей;
- ребенок длительное время находится без присмотра взрослых.
5. Во время проведения осмотра следует обращать внимание на особенности поведения ребенка:
- сексуально окрашенное поведение;
- агрессивная гиперактивность, гиперподвижность;
- «замороженное» поведение; угнетение
- ребенок избегает зрительного контакта с родителем.
6. Во время проведения консультации необходимо оценивать особенности поведения родителей/опекунов. Оцените, есть ли варианты «аномального» поведения, т.е. родители/опекуны:
- равнодушные;
- наказывающие;
- обороняющиеся;
- слишком озабоченны состоянием и поведением ребенка;
- с низким уровнем самооценки;
- находящиеся в депрессии.
7. При консультировании и подробном разговоре с родителями необходимо установить наличие факторов риска насилия и жестокого обращения в семье:
- признаки семейного насилия;
- алкогольная/наркотическая зависимость родителей, близких родственников, иных лиц, проживающих в семье;
- психические заболевания у ребенка и родителей (законных представителей);
- социальная изоляция;
- признаки безнадзорности ребенка.
Сотрудники органов внутренних дел:
Случаи жестокого обращения выявляются сотрудниками органов внутренних дел при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в устан6овленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних их прав и законных интересов.
3 этап: проведение социального расследования случаев жестокого обращения (насилия) в семье.
Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:
- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от специалистов (педагоги, медицинские работники, сотрудники органов внутренних дел и др.);
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики;
- наблюдение за внешним видом и поведением несовершеннолетних;
- при обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних и пр.
раскрыть » / « свернуть