План работы с высокомотивированными и одаренными учащимися
по биологии и химии
|
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!
|
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.
Для того чтобы работать с талантливой молодежью, педагогу тоже необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Нужно создать условия для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации и самоактуализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
Цель: создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей.
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к биологии и химии;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии, химии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Направления работы:
- диагностика –изучение личности учащихся;
- работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии, химии;
- внеклассная работа.
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- проектный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием заданий повышенной сложности;
- индивидуальная работа;
- самообразование;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- интеллектуальные викторины, конкурсы.
Диагностика учащихся – проводится анкетирование и тестирование с целью изучения интересов и наклонностей учащихся.
Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии и химии – разрабатываю задания повышенной сложности с учётом особенностей ребенка, уровня его знаний.
Использование системы заданий повышенной сложности:
- задания на развитие логического мышления;
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;
- задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
- задания на прогнозирование ситуаций.
Внеклассная работа с учащимися – существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся, исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации.
Основной принцип работы – принцип «добровольности».
Критерии эффективности:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
- Учащиеся выбирают биологию и химию для сдачи централизованного тестирования;
- Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и химии;
- Участие в дистанционных олимпиадах, в различных конкурсах по биологии и химии.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности
|
Сентябрь
|
|
2
|
Разработка планов индивидуальной работы с детьми
|
Сентябрь
|
|
3
|
Проведения занятий с детьми; отработка форм, методов, приёмов работы
|
В течение года
|
|
4
|
Анализ литературы, учебно-методических пособий, интернет-источников
|
В течение года
|
|
5
|
Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся
|
В течение года
|
|
6
|
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов
|
В течение года
|
|
7
|
Знакомство с олимпиадными заданиями по биологии и химии
|
Сентябрь
|
|
8
|
Повторение ранее пройденного материала и изучение новых тем согласно индивидуальным планам
|
В течение года
|
|
9
|
Решение тестовых заданий повышенной сложности
|
В течение года
|
|
10
|
Решение олимпиадных заданий по биологии и химии прошлых лет
|
В течение года
|
|
11
|
Решение биологических и химических задач
|
В течение года
|
|
12
|
Решение заданий разного типа на обучающих интернет-сайтах
|
В течение года
|
|
13
|
Участие в исследовательских конкурсах по биологии и химии, создание мини-проектов
|
По графику
|
|
14
|
Участие в предметных олимпиадах разного уровня
|
По графику
|
|
15
|
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах по биологии и химии
|
По графику
|
|
16
|
Выполнение индивидуальных заданий
|
В течение года
|
|
17
|
Участие в интеллектуальных конкурсах по биологии и химии («Белка», «Синица» и другие)
|
По графику
|
|
18
|
Активное участие во внеклассной деятельности по биологии и химии
|
В течение года
|
|
19
|
Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов
|
В течение года
|
|
20
|
Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет
|
В течение года
|
|
21
|
Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.
|
В течение года
|
|
22
|
Практические занятия по формированию навыков работы с химическим оборудование, проведение химических опытов, анализ их результатов
|
В течение года
|
|
23
|
Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми
|
В течение года
|
|
24
|
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе
|
Май
|
|
Учитель биологии и химии _____________ ____________
разгарнуць » / « згарнуць