План работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2020/2021 учебный год
Руководитель: С.М. Гулева, учитель биологии и химии
I квалификационной категории ГУО «УПК Роднянский
детский сад-средняя школа Климовичского района»
Тема школьного методического объединения:
«Совершенствование профессиональной компетентности учителей естественно-математического цикла по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся»
Основными задачами методической деятельности в 2020/2021 учебном году являются:
- актуализация и совершенствование предметно-методических компетенций учителей по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях;
- изучение образовательной практики и выявление эффективного опыта деятельности педагогов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе по учебным предметам «Биология», «Химия», «География», «Физика», «Математика»;
- приращение знаний по вопросам использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по предметам естественно-математического цикла;
- методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;
- информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы;
- продолжение перехода на обновленное содержание образовательной программы по предметам естественно-математического цикла, применение в образовательном процессе новых учебных изданий.
Заседание I
Тема: «Особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»
Цель: организация образовательного процесса.
Форма проведения: инструктивно – методическое совещание
Время проведения: август 2020 г.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году: обновление учебных программ по учебному предмету «Биология», «Химия», «География», «Физика», «Математика»; функциональные возможности новых учебных пособий, особенности работы с ними; контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся в образовательном процессе; развитие естественнонаучной, математической и читательской грамотности учащихся в свете рекомендаций по итогам республиканского мониторинга качества знаний и международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA).
(Гулева С.М.)
2. Анализ результатов работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла в 2019/2020 учебном году.
(Гулева С.М.)
3. Планирование работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2020/2021 учебный год.
(Гулева С.М.)
Рекомендуемая литература:
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».
- Кодекс Республики Беларусь об образовании.
- Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 15.08.2020.
- Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635).
- Образовательный стандарт общего среднего образования, требования к результатам освоения содержания образовательной программы среднего образования по учебному предмету «Химия», «Биология».
- Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by – Дата доступа: 15.08.2020.
- Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.
- Сайт Академии последипломного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academy.edu.by – Дата доступа: 15.08.2020.
Заседание II
Тема: «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по предметам естественно-математического цикла посредством решения компетентностно ориентированных заданий»
Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей по организации учебно-познавательной деятельности посредством решения компетентностно ориентированных заданий.
Форма проведения: семинар-практикум
Время проведения: ноябрь 2020 г.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
- Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в преподавании предметов естественно-математического цикла.
(Гулева С.М.)
- Разработка компетентностно ориентированных заданий, управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью с использованием ситуационных заданий.
(Подгурская А.И.)
- Приёмы активизации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения предметов естественно-математического цикла с применением компетентностно ориентированных заданий.
(Новицкая Л.П.)
Учебно-методический блок:
Организация учебно-познавательной деятельности на уроках биологии, химии, физики, математики, географии с использованием компетентностно ориентированных заданий посредством применения активных и интерактивных методов обучения.
Практический блок:
Анализ и проектирование фрагментов уроков предметов естественно-математического цикла, демонстрирующих приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся посредством решения компетентностно-ориентированных заданий.
Рекомендуемая литература:
- Активизация познавательной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd67be85a6e0400b34f455f/aktivizaciiapoznavatelnoi-deiatelnosti-uchascihsia-5cd7e64a54572b00b3bc64c0 Дата доступа: 19.06.2020.
- Галай, И. П. Методика обучения географии / И. П. Галай. – Минск : Аверсэв, 2006
- Жук, Е.В. Повышение эффективного образовательного процесса через использование интерактивных приемов на занятиях по учебному предмету «Химия»/ Е.В. Жук // Біялогія і хімія. −2018. −No 10.
- Запрудский,Н.И. Современные школьные технологии-3 / Н. И. Запрудский.// –Минск : Сэр-Вит, 2017.
- Карпович,Ж.С. Интерактивные игры-презентации как средство формирования учебно-познавательных компетенций учащихся / Ж.С. Карпович //Біялогія і хімія. −2016. –No 8.
- Мещерякова, А. А. Реализация технологии дополненной реальности в учебных пособиях по математике / А. А. Мещерякова // Цифровая трансформация образования: электронный сборник тезисов докладов 1-ой науч.-практ. конф., Минск, 30 мая. 2018 г./ под общ. ред. В. А. Богуш. – Минск : ГИАЦ, 2018. – С.306–307.
- Пирютко, О. Н. Практико-ориентированные задачи по математике для 5 класса. В 2 частях. / О. Н. Пирютко, О. А. Терешко // Выснова. – 2018.
- Пирютко, О. Н. Практико-ориентированные задачи по математике для 6 класса. В 2 частях. / О. Н. Пирютко, О. А. Терешко // Выснова. – 2018.
- Примеры заданий PISA: читательская грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020. // [Электронный ресурс]. − Режим доступа https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf – Дата доступа: 19.06.2020.
- Сеген,Е.А. Практико-ориентированный подход к обучению химии как фактор развития творческих способностей учащихся / Е.А. Сеген // Біялогія і хімія. −2015. −No 7.
- Сеген,Е.А. Формирование читательской и естественнонаучной грамотности учащихся на уроках биологии и химии / Е.А. Сеген // Біялогія і хімія. −2019. −No 5.
- Фяськоў, М. С. Што прадэманстравала PISA / М. С. Фяськоў // Адукацыя і выхаванне. – 2017. - №7. – С. 3–15.
- Якубовский А.В. Организация обратной связи на учебном занятии по физике как условие формирования у учащихся учебнопознавательных компетенций /А.В. Якубовский//Фізіка–2017.–№2.
Заседание III
Тема: «Методические особенности организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием современных средств коммуникации, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов»
Цель: изучение образовательной практики и выявление эффективного опыта деятельности педагогов по вопросам использования информационно-образовательной среды.
Форма проведения: панорама опыта
Время проведения: январь 2021 г.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
- Характеристика возможностей и ограничений современных средств коммуникации при организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
(Богомолов Н.А.)
- Образовательные Интернет-ресурсы по физике, математике, географии, биологии и химии.
(Гулева С.М., Богомолов Н.А., Подгурская А.И., Новицкая Л.П.)
- Организация учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ при изучении предметов естественно-математического цикла.
(Гулева С.М.)
- Использование технологий дистанционного обучения в образовательном процессе по предметам естественно-математического цикла.
(Подгурская А.И.)
Учебно-методический блок:
Опыт педагогов по организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения в процессе изучения предметов естественно-математического цикла.
Практический блок:
Проектирование учебного занятия по выбранной теме с использованием информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения на основе организации самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Рекомендуемая литература
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии–3 / Н. И. Запрудский. –Минск : Сэр-Вит, 2017. –166 с.
- Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе
- Кудравец С. В. Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования компьютерной программы SMART NOTEBOOK на уроках биологии (описание опыта педагогической деятельности) //Біялогія і хімія. –2019. –No 3.
- Мычко, Д.И. Инновационные стратегии обучения / Д. И. Мычко, Е.А. Сеген «Адукацыя і выхаванне» - Минск, 2014.
- Пилецкий, С.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии / С.Р. Пилецкий //Біялогія і хімія. –2018. –No 6.
- Сядзяка, А. Г. Інфармацыйныя тэхналогіі на ўроках фізікі / А. Г. Седяка // Фізіка : праблемы выкладання. – 2008. – № 5 – С. 17 – 25.
- Учебно-методический комплекс «Живая география» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gisinfo.ru/projects/11.htm. – Дата доступа: 19.06.2020.
- Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса и формирования информационной культуры учащихся. [Электронный ресурс]. -2018.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iro.gomel.by/images/doc/konferencii/media.pdf. - Дата доступа: 15.06.2020.
Заседание IV
Тема: «Организация самостоятельной проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности при изучении предметов естественно-математического цикла.
Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей в организации самостоятельной проектной деятельности учащихся.
Форма проведения: семинар-практикум.
Срок проведения: март-апрель 2021 г.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
- Проектные задания и их специфика.
(Гулева С.М.)
- Особенности организации самостоятельной проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
(Новицкая Л.П.)
- Критерии оценки проектных работ по предметам естественно-математического цикла.
(Богомолов Н.А., Подгурская А.И.)
Учебно-методический блок:
Использование проектных заданий при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности при изучении предметов естественно-математического цикла.
Практический блок:
Анализ фрагментов уроков с использованием проектных заданий и организацией самостоятельной проектной деятельности учащихся из опыта работы педагогов. Оценка самостоятельной проектной деятельности учащихся в соответствии с разработанными критериями.
Рекомендуемая литература
- Ананчиова Е.А. Организация проектной деятельности учащихся на уроке средствами многомерных дидактических инструментов/Е.А. Ананчикова//Фізіка.–2020.–№1.
- Гелясин Е.А., Гелясина Е.В. Принципы формирования исследовательской компетентности учащихся /Е.А. Гелясин и др.// Фізіка. – 2018.– №6.
- Гром, Н.П. Проектная деятельность на уроках химии / Н.П. Гром // Біялогія і хімія. −2020. −No 2.
- Климович, Н.А. Развитие экспериментальных умений учащихся VII-IXклассов на уроках и факультативных занятиях по химии / Н.А.Климович // Біялогія і хімія. −2018, No 12.
- Костянко,И.Е. Как организовать и провести урок-исследование / И.Е.Костянко // Біялогія і хімія. −2016, No 8.
- Рыбалтовская И.ВОрганизация проектной деятельности черезSTEAM-обучение / И.В. Рыбалтовская// Біялогія і хімія. −2020. −No 2.
- Сеген,Е. А. Домашний химический эксперимент / Е.А.Сеген, Т.М.Калькова, С.П.Шух // Минск : Адукацыя і выхаванне, 2019.
- Филиппова, Н.В.Формирование и совершенствование навыкарешения расчетных задач по химии / Н.В. Филиппова// Біялогія і хімія. −2018.−No 6.
- Фяськоў, М. С. Што прадэманстравала PISA / М. С. Фяськоў // Адукацыя і выхаванне. – 2017. - №7. – С. 3–15.
- Юшкевич, А.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии методами проблемно-исследовательского обучения / А.В. Юшкевич // Біялогія і хімія. −2018. −No 1.
- Якубовская Э.Н. Домашний эксперимент учащихся // Э.Н.Якубовская//Фізіка – 2011.–№5.
разгарнуць » / « згарнуць