Программа оздоровительного лагеря "Радуга"
Возраст детей: 6 – 10 лет – 10 воспитанников
Срок реализации: с 28.10.2024 г. по 01.11.2024 г.
Информационная карта программы
Полное название программы
|
Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей
|
Цель программы
|
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в осенний период
|
Краткое содержание программы
|
Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
|
Общеобразовательное учреждение, представившее программу
|
ГУО «Роднянская средняя школа Климовичского района»
|
Адрес, телефон
|
агр. Родня, ул. Советская, 6, Климовичский район, 7 32 14
|
Место реализации
|
Пришкольный оздоровительный лагерь «Радуга» с дневным пребыванием детей
|
Количество, возраст воспитанников
|
Всего 10 воспитанников:
6 – 10 лет – 10 воспитанников
|
Сроки проведения, количество смен
|
Осенние каникулы, 1 смена
|
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее
смотреть на них как на самое значительное
и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
Пояснительная записка
Осень – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации каникул оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь детей – сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска», СОП. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы
Цель: создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
- Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений:
ü Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:
ü Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания:
Дифференциация в рамках оздоровительного лагеря предполагает:
ü отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
ü создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
ü взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
ü активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
ü необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
ü оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
ü вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
ü сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
ü постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
ü грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
ü грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
ü грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
ü грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
ü грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
ü добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
ü доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
ü в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Физкультурно – оздоровительный модуль
Патриотический модуль
Художественно – творческий модуль
Интеллектуальный модуль
Досуговый модуль
Трудовой модуль
Сроки реализации программы: осень 2024 года: лагерная смена, 5 дней.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
укрепление здоровья детей;
развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
расширение социального опыта;
формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в лагере «Радуга» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Механизм реализации
«Радуга» - смена лагеря дневного пребывания.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный:
подбор кадров;
проведение стажерской площадки для работников лагеря;
подготовка методических материалов;
подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
формирование отряда;
знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
оформление уголка отряда.
3. Основной:
образовательная деятельность;
оздоровительная деятельность;
культурно – досуговая деятельность;
методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
закрытие смены (последний день смены);
сбор отчетного материала;
анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Образовательная деятельность в рамках смены «Радуга» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей нашей страны, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно - досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Кадровое обеспечение
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами ГУО «Роднянская средняя школа Климовичского района» – людьми – единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры.
Административно – хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками ГУО «Роднянская средняя школа Климовичского района», имеющими соответствующее профессиональное образование.
Кадровое обеспечение программы:
- Начальник лагеря.
- 4 воспитателя.
- Обслуживающий персонал (1 повар, 1 кухонная рабочая, 2 уборщика помещений).
Подбор директора лагеря, воспитателей проводит руководство школы. Директор лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Директор и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Схема управления программой
Для организации работы по реализации программы смены:
проводятся ежедневные планерки воспитателей;
составляются план работы воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
Учебно – методическое оснащение программы
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
разгарнуць » / « згарнуць